«Ресурс создали, а никто им не пользуется», — комментирует Марфа Бурцева работу автоматизированной системы «Фармаконадзор».
Марфа Бурцева — Отличник здравоохранения России и Республики Саха (Якутия), общественный деятель, учредитель и представитель Якутской республиканской общественной организации пациентов с заболеваниями почек и трансплантированных пациентов ЯРООНиТП НКО «ТУЛУУР», основатель и директор межрайонного диализного центра ООО НЕФРОКЛИНИКА, а также врач организатор высшей категории и врач-нефролог.
Справка: «Фармаконадзор» ресурс Росздравнадзора, он осуществляет сбор и анализ информации о случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами.
В подтверждение своих слов общественный деятель приводит данные статистики: в России в 2015 году было подано 9 извещений о побочных реакциях на препарат, в США 72, а в Великобритании 100. Такая разница в цифрах вовсе не говорит о том, что в России нет нежелательных реакций на препараты, просто наши медики в силу разных причин не используют вышеобозначенный ресурс.
«Обращаюсь к коллегам, практикующим докторам. Пожалуйста, будьте бдительнее с пациентами, отслеживайте нежелательные реакции. Понимаю, тут палка о двух концах: подаете извещение – есть определенная ответственность, организационные моменты, а если не подаете, то тут ответственность и перед прокуратурой, и перед пациентом по нежелательным реакциям на лекарственный препарат. Нужно быть внимательнее, активнее и вплотную работать с пациентами. Более ответственно отнестись к назначению тех же неоригинальных препаратов».
Вопрос перехода с оригинальных препаратов на неоригинальные в России стоит остро. Ресурс «Фармаконадзор» был создан Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. С 2017 года был утверждены правила предоставления информации о нежелательных реакциях на лекарственные препараты. Все автоматизировано, а для заполнения извещения имеются инструкции.
Ситуация сложилась странная, с одной стороны – все чаще в пациентском сообществе говорят о нежелательном переходе на дженерики, с другой – правильной и документально оформленной статистики по побочным реакциям не собрано.
Особенно стоит быть внимательным, если у человека была трансплантация органов. В этом случае переход на новый препарат должен осуществляться под тщательным контролем медиков.
Марфа Николаевна считает, что «если мы финансируем лечение из федерального бюджета или из бюджета субъекта РФ, оно должно быть эффективным и оказать качественную помощь, а не так, чтобы просто потратить деньги».