🔜 Включение в перечни ЖНВЛП и ВНЗ 30 из этих препаратов сделает их более доступными для государства — цена будет фиксироваться на уровне минимальной в корзине референтных стран, что делает их дешевле для российского рынка. Согласно нашим подсчетам, разница между нынешней стоимостью и возможной ценой закупки после включения в списки этих препаратов колеблется от 2% до 608%. В итоге общий объем экономии средств может составить более 15 млрд рублей в год. В том числе 11 из уже рекомендованных комиссией препаратов могли бы дать экономию в 6,41 млрд рублей.
🔜 Включение в перечни ряда других препаратов приведет к сохранению или увеличению бюджета, однако в долгосрочной перспективе поможет сократить экономическое бремя за счет снижения показателей инвалидизации и смертности. Пример — даралутамид от рака предстательной железы. Если его включить в список ЖНВЛП, то при сохранении текущего бюджета это позволит пролечить на 24% пациентов больше. В случае включения в ЖНВЛП пэгцетакоплана от пароксизмальной ночной гемоглобинурии прогнозируемое снижение экономического бремени составит 3,13-3,87 млрд рублей в год.
➡️ Среди препаратов, чье включение в перечни могло бы положительно сказаться на бюджете, больше всего — для терапии заболеваний крови. Мы выделили 6 таких лекарств, предполагаемое снижение затрат по ним составило бы 2,2 млрд рублей.
К примеру, включение в перечень 14 ВЗН препарата даратумумаб (от рецидивирующей и рефрактерной множественной миеломы) в лекарственной форме для подкожного введения в качестве альтернативы внутривенной форме даратумумаба, помимо прямой экономии затрат программы на 10% в год, также приводит к экономии средств на введение за счёт замещения пребывания пациента в круглосуточном стационаре. И как следствие — к снижению затрат системы здравоохранения на достижение увеличения продолжительности жизни пациентов на 5-7 лет.
🟢 У ряда препаратов-кандидатов нет альтернатив. И несмотря на увеличение затрат бюджета на такую терапию, включение их в перечни сможет повысить выживаемость релевантной группы пациентов. Примеры — гилтеритиниб для пациентов с рецидивирующей или рефрактерной острой миелоидной лейкемией с мутацией FLT3, полатузумаб ведотин для лечения В-крупноклеточной лимфомы.
🟣Как отмечает гендиректор компании «Право на здоровье» Ольга Макаркина, с учетом новой редакции постановления правительства №871, решение о включении препарата в перечни будет опираться на целый ряд критериев:
«Одним из ключевых критериев здесь все же остается цена, возможность снижения экономического бремени на систему здравоохранения. В такой ситуации стоит ожидать первоочередного рассмотрения препаратов, не увеличивающих затраты бюджета, или, наоборот, положительно на них влияющих, обеспечивающих снижение экономического бремени системы лекарственного обеспечения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Важно не забывать также и об инновационных ЛС, стоимость которых зачастую превышает стоимость текущей практики, или которые не имеют альтернативных опций лечения. Они являются надеждой для тысяч пациентов. Включение лекарственного препарата в перечень ЖНВЛП — гарантия его доступности для пациентов по целому ряду различных программ бесплатного лекарственного обеспечения с применением бюджетов разных уровней».