Новости

Аптеки больше не фиксируют обращения по отсроченному обслуживанию льготных рецептов

С 1 сентября 2022 года перестал действовать п. 12 приказа Министерства здравоохранения России №1093н о правилах отпуска лекарственных препаратов аптечными организациями. Этот пункт касался так называемого отсроченного обслуживания льготных рецептов. Раньше, если льготник приходил за лекарством, а нужного препарата не было в наличии, аптека фиксировала обращение в журнал отсроченного спроса. Пункт 12 приказа Минздрава в зависимости от лекарства устанавливал сроки ожидания. Например, рецепт с пометкой statim (немедленно) должны были обслужить в течение одного рабочего дня с момента обращения, с пометкой cito (срочно) — в течение двух. Работу с рецептом на лекарство, входящее в минимальный ассортимент препаратов для медицинского применения, полагалось завершить в течение пяти рабочих дней со дня обращения. С рецептами на лекарства, назначаемые по решению врачебной комиссии,–- в течение десяти рабочих дней.

Во Всероссийском союзе пациентов (ВСП) «Ъ» сообщили, что уже 1 сентября начали получать звонки на горячую линию от граждан, получивших отказ «в фиксации отсроченных рецептов». На это жаловались, в частности, родители детей с диабетом, которые не смогли получить инсулин и не знают, когда препарат появится в аптеке. «Предполагаем, что аптеки все равно должны будут выдать лекарства, но без фиксации рецепта в журнале этот процесс не формализован. Непонятно, с какого дня ведется подсчет и к какой дате препарат будет доставлен»,— рассказали «Ъ» в ВСП. В пациентской организации не исключили, что некоторые аптеки будут злоупотреблять отсутствием таких требований в законодательстве.

Сопредседатели ВСП Ян Власов и Юрий Жулев направили обращение министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко (есть у «Ъ»). Они просят разъяснить, каким образом будет фиксироваться факт обращения гражданина в аптеку в случае невозможности обеспечить лекарством по рецепту, а также в какие сроки будет происходить обеспечение разных видов отсроченных требований. Господин Жулев допускает, что иной порядок уже легализован, однако подчеркивает, что открытой информации об этом нет.

Эксперты ВСП говорят, что не знают, почему в правила отпуска лекарств внесли изменения. В Минздраве также не комментировали этот вопрос.

Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Ъ», что ограничение срока действия пункта 12 правил отпуска лекарств было условием, при котором проект приказа в рамках «регуляторной гильотины» согласовала рабочая группа по здравоохранению.

По мнению входящих в состав этой группы представителей врачебного сообщества, указанная норма нарушала права пациентов на доступность лекарственных препаратов.

По словам федерального куратора Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Юлии Панковой, информация об утратившем силу пункте правил, вероятно, еще не дошла до региональных минздравов: о фактах отказа в отсроченном обслуживании льготных рецептов, по крайней мере в Москве, ей неизвестно. Однако пациентское сообщество, подчеркивает госпожа Панкова, действительно обеспокоено. «Фактически узаконено необеспечение лекарствами и медицинскими средствами, которых нет в аптеках»,— говорит Юлия Панкова. Она отмечает, что раньше отсроченное обслуживание было по сути «бессрочным», то есть рецепт оставался действительным, пока по нему не выдадут лекарство.

По приказу №1093н, который вступил в силу в марте, любой рецепт действовал 90 дней с момента обращения в аптеку и фиксации его в журнале. Теперь же рецепт, который не обслужили, в силе ровно тот срок, на который его выписал врач. Например, большинству детей с диабетом рецепты выписывают на месяц. «Получается, пациент должен каждый день ходить в аптеку и спрашивать, не привезли ли лекарство. А кто будет отвечать, если через месяц препарат так и не выдадут, а рецепт закончится?» — рассуждает госпожа Панкова. Она добавляет, что наличие отсроченного рецепта было доказательством для многих пациентов, обратившихся в суд за компенсацией личных средств, потраченных на льготное лечение. Теперь же, по ее словам, «абсолютно непонятно», как подтвердить факт отсутствия препарата. Юлия Панкова утверждает, что ВОРДИ также намерена обратиться в Минздрав за разъяснениями, так как очевидно «ухудшение прав пациента на льготное обеспечение лекарствами».

В Минздраве РФ «Ъ» сообщили, что обязанность принять на отсроченное обслуживание рецепт (в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов) установлена в Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (приказ Минтруда России № 929н, Минздрава России №1345н от 21 декабря 2020 года), который продолжает действовать. При этом п. 11 правил отпуска лекарственных препаратов предусматривается, что отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

«Полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами граждан отнесены к органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, которые должны обеспечить своевременное лечение пациента, в том числе предоставление необходимых лекарственных препаратов льготным категориям граждан»,— заявили в пресс-службе ведомства.

Источник: Коммерсант
https://www.kommersant.ru/doc/5560236